Пятница
29.03.2024
10:49
Форма входа
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 98
Реклама
Block content

с.Балхар

Древнее искусство Балхара

Керамика от греческого слова «керамос»— «глина» - произошло от названия предместья Афин, где жили гончары, — Керамик, а отсюда уже и «керамика» - изделия из обожженной глины. Еще в эпоху позднего палеолита человек открыл свойство глины твердеть в огне. Сегодня слово «керамика» употребляется и в более узком, но часто употребляемом смысле: керамикой называют почти все изделия из простых цветных и более дешевых глин.

Для Дагестана XIX в. характерно большое разнообразие бытовой керамики. В Балхаре, Сулевкенте, Джули мастера делали посуду для приготовления и подачи хмельных напитков, молочных продуктов, воды, еды, изделия иного назначения — светильники - «чираги», черепицу, водопроводные трубы и так далее. Самый известный центр, до сих пор стабильно занимающийся производством керамики, это Балхар - лакское селение в Акушинском районе. В 1936 г. в ауле была организована артель художественной керамики, производящая и сейчас до 25 видов изделий.

Балхарская керамика в собрании Дагестанского музея изобразительных искусств насчитывает более 350 экспонатов, это так называемый «Древний Балхар» - керамика домашнего производства до артельного периода и «Современный Балхар». История балхарского керамического искусства насчитывает несколько сотен лет. Появление искусства расписной керамики в Балхаре исследователи относят к рубежу ХIII-ХIV вв. Сосуды балхарских мастериц отличает изумительная орнаментальная графика, неразрывно связанная с формой сосуда. Несмотря на эти хронометрические рамки, типология форм и орнамента, а также сугубо женское занятие ремеслом берет начало с матриархата. От местных жителей села можно услышать легенду о Калкучи – человеке, научившем женщин изготавливать керамическую посуду. Легенда гласит, что в давние времена, когда некий Калкучи пас стадо, увидел, как дети на берегу озера возятся с глиной, лепя из нее игрушки. Калкучи попробовал тоже из этой пластичной массы вылепить различные фигурки. Освоив навыки, он научил этому ремеслу местных жителей, но качественно получалось только у женщин села. Так по легенде зародился гончарный промысел в Балхаре. Старейшие женщины и по сей день показывают приезжим гостям могилу Калкучи.

Рассмотрим большой двуручный сосуд («каква») для хозяйственных нужд, приобретенный нашим музеем не так давно. Датируется он началом XX в. Этот сосуд формован на гончарном круге, украшен ангобной росписью белого и красного цветов, но благодаря исключительному обжигу ангоб так же, как и сам черепок, вспыхивает ярко-оранжевыми, бурыми пятнами - неповторимой отличительной чертой всей балхарской керамики.

Керамическое производство (гончарство) - это одно из немногих занятий человека, идущих из глубины времен. 

Издревле роспись наносилась красным ангобом, в какой-то момент мастерицы стали использовать сначала в малых количествах светлые ангобы - белый или горчичного цвета.

Со временем приоритеты изменились. Так на производимой сегодня керамике основной цвет ангоба - белый, а иногда - единственный. Также изменилась стилистика росписи.

Современный орнамент росписи балхарской керамики отличают приверженность к традиционной культуре, богатство элементов, утонченность линий, завитков, спиралей, плавная округленность контуров, мелкие детали, варьирующие основной узор, отсутствие строгой симметрии. Главный рисунок располагался на верхней половине сосуда, подчеркивая выпуклую его форму. Но все же есть мастерицы, предпочитающие более древний (исконный) геометрический орнамент, характеризующийся строгостью и лаконичностью элементов: солярные знаки, широкая кайма, ромбы и другие элементы. Со временем орнамент трансформировался из грубого геометрического (архаичного) в изящный растительный.

Среди множества других керамических изделий, представленных в постоянной экспозиции, этот сосуд выделяется, привлекая взгляд посетителя. Это неслучайно, он, как и многие другие балхарские изделия, внешне достаточно архаичен, что придает ему монументальность, величавость и уважение – от ощущения соприкосновения с нашей глубокой и разнообразной культурой. Сосуд украшен неповторимым «густым ковром» традиционного балхарского орнамента. Стоит отметить, что балхарский орнамент имеет отличительную, узнаваемую структуру, это линейный орнамент, состоящий из линий, несколько раз обводящих доминирующий элемент, где внутреннее пространство заполнялось штриховкой.

Рассматриваемый сосуд украшен орнаментом, имеющим древние корни. «Лицо» самой выпуклой части тулова украшено древнейшими орнаментальными мотивами – ромбом.

В центре композиции, в ромбе солярный знак – шестилучевая структура с закругленными краями - по мнению многих исследователей, символ солнца, огня, тепла, жизни, возможно, оберег для качественного обжига, т.к. от обжига зависит все (обжигались огромные партии сосудов, и в случае неудачи это было огромное горе для семьи мастерицы). Ромб в сочетании с прилегающими к нему снизу парой завитков, а также ряд аналогичных завитков, расходящихся поясом от центра, образуя древовидную структуру (речь идет о символике «Древа жизни»), образует основную орнаментальную композицию. Смысловая нагрузка орнамента, вероятней всего, традиционна - священное древо жизни – источник жизненной силы, символ плодородия. Основной орнамент сверху и снизу обрамлен орнаментальными поясами, в совокупности образующими четкое деление по вертикали на три орнаментальные зоны. Плечики и горло сосуда украшены легким волнистым бордюром белоангобной росписи. Тулово, как уже говорилось, декорировано трехчастной композицией, нанесенной ангобом двух цветов, - белым и красным. Основание тулова украшено широким поясом, состоящим из двух орнаментальных полос, с косой штриховкой и волнистой линией. Разделение по вертикали на три части встречается не только на балхарской керамике и имеет древние корни, связанные с миропониманием наших предков, это воздух, наземный мир и подземное царство.

Исследователи орнамента балхарской керамики в современных тенденциях подчеркивают ее сходство с орнаментами других видов декоративно-прикладного искусства Дагестана.