В горах Дагестана за водой к роднику
всегда идет женщина. В большинстве сел у нее на плече железный
кувшин. В древнем селе Балхар сегодня тоже так, но в старые времена
кувшин был глиняный.
Глиняные кувшины и вообще посуда из глины — это главная
достопримечательность и национальная гордость аула Балхар и его
жителей. В древности об этом селе в нынешнем Акушинском районе
Дагестана знал едва ли не весь Кавказ.
Абакар Газимагомедов, начальник цеха керамики Махачкалинского художественного
комбината: «И вода, и пищевые продукты в наших кувшинах, наших
хранилищах глиняных лучше хранятся, потому что наша керамика не глазированная,
а пористая. И за счет этого они не томятся там и не портятся,
а как бы дышат».
В советские годы в двух строениях на окраине аула балхарцы выполняли
и перевыполняли государственный план по производству керамики. Их слава
гремела на весь мир. Уникальную по своим качества глину 15 видов добывали
тут же, в сотнях метров в сторону большой долины.
Сегодня здесь частное подворье. С развалом Советского Союза по сути
развалилось и массовое производство балхарской керамики. Но 10 женщин
во главе с энтузиастом и мастером на все руки Абакаром
Газимагомедовым, тем не менее, продолжают дело предков в прохладной
комнате старого керамического цеха в самом селе.
Корреспондент: «Руки не болят у Вас?»
Хадижат Алибецева, мастер гончарного производства: «Руки тоже болят.
Я много делала, теперь не могу много делать, устала».
Работа с глиной на гончарном круге — исключительная обязанность
и привилегия балхарских женщин. Так уж сложилось здесь веками и, вероятно,
корни традиции уходят ко временам матриархата.
Мастерица Хадижат у гончарного круга уже 38 лет. За эти годы тысячи
изделий, десятки новых учениц. Зарема — одна из немногих в последнее
время, способная и не унывающая.
Зарема Ибрагимова, ученика гончарного производства: «Наверное, прежде всего,
нужно желание большое, не бояться, как говорится, замарать руки. А если
есть желание, то получится все равно».
Корреспондент: «А как же маникюр?»
Зарема Ибрагимова: «Мы не делаем».
Корреспондент: «Почему?»
Зарема Ибрагимова: «А нам здесь это не нужно. Мы делаем, когда едем
в город, а здесь нам это не нужно».
Особенностью балхарской керамики является не только местная глина, но
и способ изготовления сосудов методом наращивания глиняными жгутами. После
нанесения цветной глиной самобытного балхарского рисунка, изделие подсушивают,
а затем отправляют на обжиг в старую печь, которую топят
исключительно местным кизяком и хворостом.
Среди разнообразия балхарской керамики в основном посуда мелкой
и средней формы, например, кюнари или кунган — кувшин для воды.
Однако помимо этого, есть и шедевры гончарного искусства высотой почти
человеческий рост.
А еще балхарцы делают глиняные игрушки, как в старину. Конечно,
с ними особо не поиграешь, могут разбиться, но горским детям не привыкать.
Впрочем, в отличие от мальчишек, балхарские девочки отдают предпочтение
кувшинам и тарелкам. А еще они любят смотреть, как дома их мамы
и старшие сестры садятся иногда за гончарный круг и прямо на глазах
создают простое балхарское чудо.